Выбор аккумулятора для автомобиля в 2022 году: технологии изготовления и приоритетные параметры при покупке
В настоящее время автомобиль играет значительную роль в жизни человека. К сожалению, мало кто из автолюбителей задумывается о его состоянии, пока не возникнут проблемы. Особенно часто подводит один из основных элементов — аккумулятор.
В этой статье мы расскажем об устройстве аккумуляторных батарей, технологиях изготовления, важных параметрах для выбора АКБ. Эти знания помогут вам всегда сохранять мобильность и следовать своим планам, а также избегать форс-мажоров, когда транспортное средство не заводится в самый неподходящий момент.
Что такое аккумулятор?
Аккумуляторная батарея — химический источник тока, запасающий энергию для питания электрического стартера, который приводит двигатель в движение при запуске.
Основные функции автомобильного аккумулятора:
- Безопасный пуск двигателя;
- Энергетический буфер при работающем двигателе — АКБ компенсирует недостаток энергии при движении по городу с частыми и длительными остановками, когда генератор не всегда может обеспечить отдачу мощности, необходимой для полного питания всех включенных потребителей;
- Аварийное электропитание, когда двигатель выключен и автомобильный генератор не работает.
Общие сведения об устройстве аккумулятора
Аккумуляторная батарея имеет кислотостойкий пластмассовый корпус, в который заключены перегородки, разделяющие ее на банки (ячейки). Аккумуляторы 12 V, устанавливаемые на легковые автомобили, состоят из 6 ячеек. В каждой банке имеются небольшие блоки, которые соединены друг с другом.
Внутри блока находятся положительные и отрицательные электроды, представляющие собой пластины (решетки) из свинца. Они покрыты особым активным составом. Между пластинами с положительными и отрицательными полюсами находится разделитель (сепаратор). Сепараторы изготовлены из материалов, которые не пропускают электрический ток.
Внутрь банок аккумулятора на завершающей стадии изготовления заливается электролит. Далее батарея подключается к зарядному устройству и заряжается. Подача тока на аккумулятор приводит к повышению плотности электролита. Химические реакции в ячейках АКБ заставляют его накапливать электрическую энергию.

Рис. 1. Визуальное устройство аккумуляторной батареи автомобиля
Типы аккумуляторных батарей
Обслуживать или нет? Вот в чем вопрос…
Все АКБ делятся на две категории: обслуживаемые и необслуживаемые.
Первый тип позволяет автолюбителям следить за уровнем электролита, его плотностью, проверять свинцовые пластины. Возможность контролировать и обслуживать батарею своими руками при необходимости, несомненно, является преимуществом.
Необслуживаемые аккумуляторы не имеют откручиваемых пробок на корпусе, что лишает владельца возможности посмотреть «внутрянку». Это может быть недостатком при определенных условиях.
Так какой же аккумулятор лучше выбрать: обслуживаемый или необслуживаемый? Дать однозначный ответ сложно — все зависит от желания автовладельца заниматься обслуживанием батареи. Если у вас есть возможность уделять свое время, то обслуживаемая АКБ будет более практичной покупкой. Если вы не готовы жертвовать этим ценным ресурсом и предпочитаете менять аккумулятор вместе с автомобилем, то подойдет необслуживаемая батарея.
Технологии изготовления, или какой аккумулятор лучше купить в 2022 году?
В современном мире существует несколько видов автомобильных аккумуляторов с разными технологиями работы. Самыми популярными и прогрессивными являются:
- Кальциевые свинцово-кислотные (Са/Са) — обслуживаемые или необслуживаемые аккумуляторы со свинцово-кислотным наполнением, укомплектованные кальциевыми пластинами и регулируемым клапаном давления. Их преимуществами являются минимальный саморазряд и низкая вероятность закипания при прочих равных условиях. Ранее изготавливались малосурьмянистые свинцовые АКБ (Sb/Sb) с добавлением сурьмы в пластины, но им на смену пришла технология Са/Са. Однако, чтобы совместить все плюсы двух технологий, производители решили изготовить своего рода гибридный аккумулятор для автомобиля. При технологии Sb/Ca одни пластины производят с добавлением сурьмы, а другие — с кальцием. Поэтому на сегодняшний день можно встретить как технологию Са/Са, так и Sb/Ca.
- АКБ с технологией SFB — разновидность кислотно-свинцовых аккумуляторов, в которых используются решетки с добавлением серебра, с полным обрамлением и специальной перфорацией, что обеспечивает устойчивость к короткому замыканию и продлевает срок эксплуатации. В ячейках залит электролит со специальным составом, увеличивающий емкость батареи при сохранении стандартных размеров.
- Аккумуляторы с технологией EFB — кислотно-свинцовые батареи, в которых на положительную пластину нанесен тонкий слой гигроскопичного синтетического волокна, защищающий от осыпания. По отзывам владельцев, технология EFB позволяет аккумуляторной батарее служить надежно и долго, выдерживать большое количество перезарядок. Такие АКБ быстро заряжаются, имеют высокий пусковой ток, а также повышенную плотность активной массы. Все эти преимущества возможны благодаря тому, что пластины всегда находятся во влажном состоянии.
- Аккумуляторы с AGM-технологией — один из видов свинцово-кислотных батарей, особенностью которых являются свинцовые пластины, располагающиеся очень плотно друг к другу и перемежающиеся сепараторами из микроскопического поглощающего стекловолокна. AGM на сегодняшний день является самой современной технологией для АКБ необслуживаемого типа. Благодаря особому составу волокна электролит не растекается и не испаряется, формируя плотную адсорбированную массу.
Положительными моментами при эксплуатации таких аккумуляторов являются высокий ток при невысоком сопротивлении, устойчивость к морозам, быстрый заряд. АКБ полностью универсальные, могут монтироваться даже горизонтально, именно поэтому они устанавливаются в том числе на мотоциклы. Срок службы аккумулятора — 8–10 лет. Также именно эта технология подходит для автомобилей с системой «старт-стоп». Все это объясняет высокую стоимость AGM-батарей и то, почему они лучше других.
Параметры автоаккумулятора: полярность, клеммы, типоразмер
Разобравшись с основной теорией, мы подобрались к практической части и готовы ответить на самый популярный вопрос: «Как подобрать аккумулятор для машины?». На самом деле стоит оговориться сразу, что в настоящее время на сайтах есть каталоги-подборщики, которые автоматически покажут, какой АКБ подходит именно вам. Для этого необходимо всего лишь знать основные характеристики автомобиля: марку, модель, год выпуска, объем двигателя. Но, несмотря на то что процесс автоматизирован, стоит разбираться и уметь сравнивать предлагаемые аккумуляторные батареи по основным параметрам.
Первое, на что нужно обратить внимание при подборе, — емкость. Она измеряется в ампер-часах (А*ч) и показывает, какое количество энергии способна накапливать аккумуляторная батарея. Номинальная емкость аккумулятора — это количество электричества (в А*ч), которое способна отдать батарея при 20-часовом режиме разряда током, численно равным 0,05 номинальной емкости, до напряжения на выводах 10,5 В при температуре электролита 25 °С.
Второй важный при подборе параметр — полярность. Аккумуляторы бывают прямой и обратной полярности. Характеристика указывает на расположение отрицательного и положительного выводов батареи. Чтобы определить, какая полярность на вашем аккумуляторе, установите его к себе той стороной, ближе к которой расположены клеммы. Если клемма с обозначением «+» находится слева, значит — полярность прямая, если справа — обратная (на грузовых аккумуляторах наоборот). Красная клемма обозначает «+», синяя — «-».
Как определить полярность аккумулятора

Рис. 2. Полярность АКБ
Более того, зачастую наклейка на корпусе АКБ содержит маркировку EURO — это обозначение обратной полярности.
Приведем пример. На рис. 3 ниже мы видим два аккумулятора для легкового автомобиля. На левой батарее есть обозначение EURO, красная плюсовая клемма расположена справа, значит, полярность обратная. На правой картинке синяя клемма справа, поэтому полярность прямая.
![]() |
![]() |
Обратная полярность | Прямая полярность |
Третий важный пункт подбора — клеммы. Обязательно нужно определиться не только с их расположением, но и с типом! Для легковых автомобилей существуют европейские и азиатские клеммы. У «европейцев» клеммы не выступают за верхнюю крышку АКБ, а у «азиатов» они возвышаются над корпусом и выглядят как «рожки». От клемм зависит, расположится ли аккумулятор в посадочное место, будет ли крепление под капотом соответствовать подобранному АКБ.
![]() |
![]() |
рис.4 Европейские клеммы | рис.5 Азиатские клеммы |
Помимо всего вышесказанного, очень важно понимать, что подобранный аккумулятор подойдет вашему автомобилю по размеру. Типоразмер аккумулятора для конкретной машины определяется все в том же подборщике на сайте.
Стандартные размеры аккумуляторов для авто
Маркировка | Размеры, мм | Пусковой ток | Вес,кг |
---|---|---|---|
50-6CT |
187x127x225 200x175x220 238x125x225 |
410-480 | 10-14 |
55-6CT 60-6CT 62-6CT 66-6CT |
242x175x190 |
420-550 430-680 500-630 600-660 |
16 13-18 15-17 16 |
75-6CT 77-6CT |
278x175x190 |
620-750 650-780 |
18-21 17-21 |
90-6CT | 353x175x190 | 750-820 | 19-24 |
95-6CT |
353x175x190 306x175x225 326x175x208 |
700-850 | 20-30 |
100-6CT | 353x175x190 | 750-930 | 22-27 |
110-6CT |
305x175x225 394x175x190 |
870-1000 | 24-25 |
115-6CT | 327x175x225 | 850 | 27 |
120-6CT | 505x187x257 | 790 | 33 |
132-6CT 140-6CT |
513x190x225 |
930-950 890-1000 |
37-38 38-40 |
190-6CT 210-6CT |
513x225x225 |
1100-1300 1300-1350 |
50-52 53-54 |
225-6CT | 518x276x242 | 1150-1450 | 56-63 |
Зная все параметры, вы безошибочно подберете аккумулятор.
На что же еще обязательно стоит обратить внимание? Конечно, на пусковой ток! Ток холодной прокрутки (пусковой) — это ток разряда, который способен отдать аккумулятор при температуре электролита -18 °С в течение 10 секунд при напряжении не менее 7,5 В. Измеряется данный показатель в амперах (А). Чем выше пусковой ток, тем легче двигатель запускается зимой. Это особенно важно, если в автомобиле установлено дополнительное электрооборудование: медиасистема, сигнализация и т. д.
У аккумуляторов в рамках одной емкости показатели пускового тока разные. Как правило, у премиальных линеек АКБ, например АКОМ + EFB, Reactor, пусковой ток выше, чем у бюджетных аналогов.
Ответы на популярные вопросы
Чем смазывать клеммы аккумулятора, чтобы не окислялись?
Чтобы на клеммах аккумулятора не появлялся белый налет (окись), их необходимо обрабатывать смазкой. Требования к данному продукту по химическим свойствам: кислотоустойчивость, вязкость, диэлектричность, широкий диапазон рабочих температур.
Что значит на этикетке аккумулятора mAh?
mAh, или мА*ч, — это миллиампер-час, используется для измерения емкости аккумуляторов, предназначенных для работы ноутбуков, мобильных телефонов, планшетов. В ампер-часах измеряется емкость автомобильных аккумуляторных батарей.
Какие параметры можно измерить мультиметром?
Что делать со старым аккумулятором?
Старый отработанный аккумулятор необходимо грамотно утилизировать. Самый простой и выгодный способ — сдать его нам в отработку. Сдавать старые АКБ необходимо по нескольким причинам: для защиты внешней среды от опасных выделений свинца, кислоты, поддержки российского производства и рынка вторсырья. Кроме того, при передаче б/у аккумулятора в отработку вы получаете личную выгоду — денежный кешбэк, который зависит от емкости батареи.
На какие аккумуляторы стоит обратить внимание?
Каждый покупатель решает для себя сам, на какие параметры ориентироваться: известность бренда, цену, высокое качество и т. д. Если говорить об оптимальном соотношении «цена — качество», рекомендуем присмотреться к следующим брендам:
- АКОМ + EFB — автомобильный аккумулятор российского производства с увеличенным гарантийным сроком 48 месяцев! Имеет двойной ресурс и устойчивость к циклическим нагрузкам, технологию PUNCH.
- АКОМ Reactor — батарея славится рекордной мощностью, имея максимальный в России ток холодного пуска. Высокотехнологичная АКБ рассчитана на эксплуатацию в суровых климатических условиях.
- TAB — один из самых известных брендов импортных аккумуляторов, производимых в Словении и Македонии. Батареи зарекомендовали себя как энергоемкие и надежные источники питания.
Какую клемму первой снимать с аккумулятора и какую первой надевать?
Первой с аккумуляторной батареи сбрасывать нужно клемму «-», которая идет на массу. Это связано с мерами предосторожности. Если к автомобилю подключен «-» и в этот момент перемкнуть плюсовую клемму металлическим предметом, возможно короткое замыкание. Возникает риск повреждения всех электрических приборов авто и поражения человека током.
Накидывать на аккумулятор первой следует плюсовую клемму, а уже потом «минус». Важно устанавливать именно в этой последовательности — в противном случае высок риск повреждения бортовой сети.
Как установить аккумулятор?
Своим покупателям мы рекомендуем заказывать услугу по монтажу/демонтажу у профессионала. Во-первых, вам не придется пачкаться, соприкасаясь с грязным отработанным АКБ и машиной. Во-вторых, даже самый легкий аккумулятор весит около 15 кг. В-третьих, курьер-инсталлятор имеет все необходимое оборудование, а также проводит работы по очистке, смазыванию клемм, а значит, у вас не будет сопутствующих затрат.
Итак, в заключении еще раз резюмируем главное:
- Не стоит дожидаться момента, когда ваш автомобиль не заведется из-за проблем с аккумулятором. Перед сезоном нужно оценить состояние АКБ и заблаговременно принять решение о замене.
- В поиске аккумулятора вам поможет функционал «Подбор по марке автомобиля» на сайте. Чтобы убедиться в правильности выбранного АКБ, проверьте все параметры: емкость, полярность, тип клемм, типоразмер, пусковой ток.
- Не храните старый аккумулятор на даче или в гараже. Помните, что свинец и его соединения опасны для организма человека и окружающей среды. Сдавайте отработанные батареи нам и получайте большой денежный кешбэк.
- Хорошо, что теперь вы знаете, какую клемму снимать и надевать первой, но не усложняйте себе жизнь. Обращайтесь за установкой аккумулятора к нашему курьеру-инсталлятору!
- Если есть вопросы по подбору, техническим характеристикам АКБ, сдаче б/у аккумуляторов, установке/демонтажу, обращайтесь к нашим компетентным менеджерам-специалистам по телефону 8 (343) 247-20-47, и они с удовольствием вас проконсультируют!
Автор: Голотяк Елена 18.05.2022
! Перепечатка материалов без согласования допустима только при наличии dofollow-ссылки на страницу-источник.
- Комментарии